«Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов)

Программа  по социально-трудовой реабилитации «Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов). ГАУ «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга», 2014 год.

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………

 

5

 

 

Термины и понятия ……………………………………………

 

7

 

2

Содержание Программы ………………………………………

 

8

 

2.1

Основные разделы плана работы интегрированной творческой мастерской………………………………………………………

 

 

 

14

 

2.2

План реализации Программы …..………………………………

 

16

 

 

 

 

2.3

Оценка эффективности Программы………………………………………………………

 

 

17- 18

 

3.

Заключение……………………………………………………...

 

19

 

4.

Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов………….……………………………………………..

 

 

 

20

 

5.

Список литературы……………………………………………………….

 

 

21

 

Введение

Проблематика и актуальность Программы:

В соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2011 г. № 856 –ПП «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Свердловской области», Программой, постановления Правительства Свердловской области от 12.03.2014 г., № 167-ПП «Об утверждении комплексной программы «Старшее поколение» на 2014-2018 г.г., в ГБУ «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» проводиться большая работа, направленная на поддержание и развитие физического, творческого, интеллектуального потенциала пожилых людей.

Доля пожилых и старых людей в демографической структуре общества достигает 20% и ежегодно стремиться к увеличению,  доля инвалидов по данным статистики остается практически постоянной и составляет 9-10 % от общей численности населения. Именно эти категории обозначают в опросах аналогичную проблематику – одиночество. Причины, которые объективно приводят человека  к такому эмоциональному состоянию, различны, поэтому однозначного определения одиночества как понятия, нет.

Психологи определяют одиночество как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной социальной изоляции.

Каждый человек на протяжении  своей жизни испытывал состояние душевного одиночества. В такие моменты окружающий мир окрашивается  в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей. Одиночество является субъективным внутренним переживанием и к выводу "я - одинок" люди обычно приходят на основании эмоциональных, поведенческих и когнитивных доказательств. В целом, одиночество это переживание, вызывающее комплексное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Слова «одиночество» и «старость» часто употребляются вместе. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы показали, что при опросах пожилых людей жалобы на одиночество занимают первое место, а у лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100%.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества либо эмоционального, либо социального: умирают старые друзья, взрослые дети отделяются от родителей, низкий уровень материального обеспечения ограничивает возможности пожилых людей в контактах и социально-культурном развитии. У пожилых людей возникает чувство социальной незащищенности, невостребованности, покинутости, отчуждения, недопонимания со стороны молодого поколения. С течением времени эти чувства могут  преобразоваться в гневную и раздражительную реакцию на мир, агрессию направленную как на других, так и на самого себя.

Возросшую степень изолированности и одиночества социально незащищенных групп в российском обществе, современные ученые связывают с аномией – процессом разрушения базовых элементов культуры, прежде всего этических норм, регулирующих социальное взаимодействие (С.Г. Кара-Мурза, А.И. Ковалева). Под давлением изменившихся политико-экономических условий старая иерархия ценностей разрушается, а новая еще не сложилась. Социальные роли и функции, которые издревле осуществляли старики, посильная трудовая деятельность, которую они могли вести в пределах своих возможностей в новых условиях оказались невостребованными. Все эти факторы существенно изменили социальный статус пожилых людей, что привело к  формированию отношения к старикам, как к ненужным обществу людям.

Другая категория населения – инвалиды, испытывают такую же острую проблему одиночества. После окончания школы, где для них были созданы специальные условия (микро-сообщество), они попадают в общество, которое живет по своим законам и относительно подготовлено к толерантному принятию инвалидов. Прежде всего, речь идет о включении инвалидов в трудовые отношения. К сожалению, только малый процент инвалидов (3,4 %) обратившихся в Центры занятости населения Свердловской области трудоустраиваются на предприятия открытого рынка труда. Причины заключаются как в факторах внешней среды (работодатели не готовы принимать инвалидов), так и во внутреннем настрое самих инвалидов (слабая мотивация к труду, низкий уровень образования, не желание выполнять низко-квалифицированные работы, низкая социализация).  Большинству инвалидов нужна социальная адаптация, профессиональная ориентация и трудовая адаптация  в коллективе. Несмотря на множество проблем и изоляцию, которую инвалиды испытывают в обществе, они внимательны и терпимы к другим людям, готовы помочь и оказать поддержку, отзывчивы и искренне проявляют  свои чувства к тем, кто принимает и понимает их. 

Термины и понятия.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Социально-трудовая реабилитация – это активный метод восстановления нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В ее основе лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков.

Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу. Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Целевые группы, на которые направлены мероприятия Программы:

- пожилые люди;

- инвалиды, в возрасте старше 18 лет, (кроме граждан с психическими нарушениями в стадии обострения и/или с тяжелыми формами нарушений).

Потребности  целевых групп:

Пожилые люди

Инвалиды (старше 18 лет)

Передать мудрость, или жизненный опыт, профессиональное мастерство

Получить жизненный опыт, профессиональные навыки

Реализовать потребности духовно-познавательного, творческого плана

Развить социальные и творческие компетенции

Удовлетворить потребность в социальных контактах и желание быть востребованными в сообществе

Расширить социальные контакты

Обоснование организации творческой швейной мастерской для социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилых людей и инвалидов:

Процесс творческого труда является оптимальным для людей пожилого возраста и инвалидов (напряженность труда - легкой степени, интеллектуальные нагрузки незначительные, в режиме работы присутствуют регламентированные перерывы).

Использование натуральных материалов и декоративно-прикладных техник в совместной деятельности имеет  терапевтическое воздействие на  человека:

  1. творческий труд развивает интерес к созидательному труду (мотивация);
  2. выявляет склонности, задатки и целевые установки (профессиональная ориентация);
  3. позволяет постепенно овладеть практическими навыками (пошаговое и разделение технологии изготовления изделия на простые элементы), закрепить их на практике, освоить весь цикл операций (трудовая адаптация);
  4. развивает ответственность за индивидуальный и общий результат труда  (социализация);

5)   стимулирует функций пораженной системы (органа) и гармонизирует внутреннее психо-эмоциональное состояние человека через работу с натуральными материалами (тактильные ощущения);

6)   позволяет участникам мастерской обмениваться идеями, практическими навыками изготовления декоративно-прикладной продукции, достигать творческих результатов (самореализация, взаимопомощь);

7)   формирует положительный имидж пожилых людей и инвалидов на уровне местного сообщества (организация выставок-продаж изделий мастерской).

Создание условий для социальных контактов между пожилыми людьми  и инвалидами в поле доступной трудозанятости и творчества, позволит:

- сформировать между инвалидами и пожилыми людьми;

- обеспечить процесс социально-трудовой реабилитации (адаптации), в т.ч. профессиональную ориентацию, освоение практических навыков, трудовую адаптацию в творческих мастерских;

- реализовать свои возможности и в целом повысить качество жизни людей, относящихся к данным категориям.

 

Цель Программы: Создание условий для преодоления одиночества и изоляции пожилых людей и инвалидов, через организацию процесса социально-трудовой реабилитации (адаптации) в интегрированной творческой мастерской.

Задачи, решаемые в рамках Программы:

  1. Создание площадки для организации работы творческой швейной

мастерской для социальной адаптации пожилых людей и инвалидов в процессе творчества, трудовых отношений и общения.

 

  1. Подготовка условий для внедрения услуг по социально-трудовой

 реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения.

 

  1. Содействие самореализации пожилых людей и молодых инвалидов, через

 участие в процессе творческой деятельности.

 

  1. Организация группы взаимопомощи между пожилыми людьми и

молодыми инвалидами в условиях совместного общения, труда и творческой деятельности

Для решения задачи «Создание площадки для организации работы творческой швейной мастерской для трудозанятости, творчества, общения, пожилых людей и инвалидов» следует осуществить определенные действия, с привязкой к имеющимся в учреждении и необходимым для работы ресурсам.

Действия

Имеющиеся ресурсы

Выделить помещение, в соответствии с требованиями к организации трудового процесса, доступной средой, размещением оборудования.

Площадка учреждении:

Проспект Космонавтов 43В,

площадь помещения  20 м2

Приобрести оборудование для организации процесса социально-трудовой реабилитации и трудозанятости

Оборудование ( швейная машинка – 2 шт., оверлок) будет предоставлено партнерами учреждения (благодетелями)

Организовать поставку материалов

В качестве материалов запланировано использование давальческого сырья

Специалист, владеющий техниками декоративно - прикладного творчества, швейного производства

Наличие специалиста, с соответствующими компетенциями

Разработка техник и технологии изготовления изделий, доступную для выполнения участниками творческой швейной мастерской, с различным уровнем подготовки и возможностями

Привлечение профессиональных организаций-партнеров 

Формирование группы участников творческой швейной мастерской

Наличие группы клиентов, заинтересованной в развитии навыков декоративно-прикладного творчества

Вывод: В рамках реализации комплексной программы «Старшее поколение» в учреждении уже имеются необходимые ресурсы и необходимые партнерские отношения с внешними организациями (поставщиками давальческого сырья) и благодателями для организации работы творческой швейной мастерской.

Для решения задачи «Подготовка условий для внедрения услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения» необходимо определить личностные, профессиональные и социальные  компетенции участников, формирование которых в процессе социально-трудовой реабилитации является основой для выработки общей компетенции – самостоятельного действия.

Социально-трудовая реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудовую адаптацию. 

Формируемые компетенции

Формы трудовой занятости, используемые в процессе социальной реабилитации (адаптации)

Профессиональная

Трудовая занятость

 - занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг  

Трудовая терапия

- способ восстановления приобретения трудовых навыков

Профессиональная ориентация

и  обучение

Трудовая адаптация

Личностная

Социальная

Самостоятельного действия

Трудозанятость человека, на каждом этапе социально-трудовой реабилитации может быть разделена на формы, границы между которыми достаточно размыты, но отличия по их назначению, технологии, показаниям существующих у клиентов, позволяет методологически их разделять. Такое разделение позволит расширить спектр предоставления услуги для потребителей, с различным состоянием здоровья и возможностями, повысить качество услуг по социально-трудовой реабилитации. Результатом социально-трудовой реабилитации (адаптации) для получателя услуги является формирование определенных компетенций: профессиональной, личностной, социальной, которые в целом формируют у человека компетенцию самостоятельного действия.  

Занятость, как интересное времяпровождение, можно рассматривать как начальный этап подготовки к оказанию услуг по  социально-трудовой реабилитации (адаптации) Специалисты учреждения в процессе клубной и кружковой работы осуществляли работу с гражданами пожилого возраста (мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, тематические встречи). Эта работа позволила выявить интересы потенциальных участников творческой мастерской и объединить их в рабочую команду. Для организации процесса

Трудотерапия позволяет использовать труд, как способ для включения человека в созидательную деятельность, направленную на достижение конкретных результатов.  Движения, выполняемые человеком в процессе труда, способствуют коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем). В процессе работы у пожилого человека постепенно развивается, так называемая «тонкая координация движений», необходимая для выполнения различных обыденных трудовых операций (например: способность самостоятельно застегнуть мелкие пуговицы на одежде, завязать шнурки, перебрать крупу и т.д.). Трудовые движения мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Для определенной части клиентов (участников творческой мастерской) трудовая терапия является оптимальной, т.к.  соответствует их возможностям и состоянию здоровья, их потенциал не позволяет перейти к профессиональному обучению и трудовой адаптации.

Профессиональная ориентация и обучение трудовым навыкам будет проводиться специалистами в рамках курса «Швейное дело», краткое содержание которого приведено в Приложении 1 Программы.

Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу.

Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций. Именно на этом этапе организация группы самопомощи, в которой компетенции пожилых людей, их опыт и ответственность за результаты труда, выработанная в процессе трудовой деятельности, будут использованы для подготовки профессиональных и социальных компетенций  как инвалидов, так и всех участников творческой мастерской.

Выводы: Услуги по социально-трудовой реабилитации в творческой швейной мастерской могут  получать клиенты, с различной степенью профессиональной подготовки и возможностями. Каждая обозначенная часть процесса социально-трудовой реабилитации может быть отдельным блоком, который оптимально подходит сформированной группе клиентов. Услуги будут оказаны  на протяжении необходимого и достаточного для группы периода времени. В зависимости от возможностей клиентов,  их компетенции будут развиваться в процессе социально-трудовой реабилитации, что в перспективе будет являться основой для трудозанятости (частичной или полной)  в швейной мастерской.

Для решения задачи «Содействие самореализации пожилых людей и молодых инвалидов, через участие в процессе творческой деятельности».

Обучение профессиональным навыкам декоративно-прикладного труда раскрывает перед гражданами пожилого возраста и инвалидами перспективу самореализации в творческом процессе. В рамках реализации программы предусмотрено проведение выставок работ участников мастерской. Собственные результаты труда, в виде художественных изделий выполненных пожилыми людьми, мотивируют их к раскрытию своих возможностей. Положительные оценки других участников мастерской, высказанные о представленных  изделиях, создают благоприятную атмосферу, в которой участники мастерской могут обрести уверенность в своих силах, расширить и укрепить социальные взаимосвязи.

Выводы: Самореализация в процессе творчества позволяет пожилым людям найти новое применение своих сил, конкретизировать поле деятельности и интересов, через само-занятость сформировать у себя позитивные психологические  установки. 

Совместная деятельность представителей разновозрастных групп в процессе трудовой творческой деятельности, обеспечивает условия для решения задачи «Организация группы взаимопомощи между пожилыми людьми и молодыми инвалидами в условиях совместного общения и творческой деятельности».  В процессе труда происходит продуктивное взаимодействие между поколениями молодых и пожилых людей, молодые люди привносят в жизнь представителей старшего поколения энтузиазм и энергию, а пожилые — жизненный опыт, мудрость и навыки социального взаимодействия. В процессе деятельности в группе у участников происходит постепенное формирование основной компетенции – самостоятельного действия. Именно она необходима для активного включения пожилого человека и /или инвалида в социально-экономические отношения  общества, в т.ч. трудозанятость в поле доступных навыков и компетенций, формирования чувства собственного достоинства и само-уважения, взаимодействия с социумом. 

Вывод: Формат взаимодействия в малой        группе, позволяет человеку пожилого возраста и/или имеющего ограниченные возможности здоровья найти новые способы общения, помощи, содействия другим людям, быть востребованным, «нужным», удовлетворенным в эмоционально-психологическом плане.  Общение различных поколений, способствует развитию толерантности общества, формирует благоприятную социальную среду в районе.

2.1

ОСНОВНЫЕ  РАЗДЕЛЫ  ПЛАНА РАБОТЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ  ТВОРЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ.

Основные разделы плана работы творческой швейной мастерской, для оказания услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилым людям и инвалидам необходимо обозначить следующие позиции:

№ п/п

Планируемые действия

Решаемые социально-реабилитационные задачи

Формы и методы социально-реабилитационной работы

  1.  

Ознакомление с деятельностью мастерской, ее основными возможностями, ассортиментом изделий, трудовым коллективом и распорядком дня.

- Расширение кругозора;

- Формирование общих представлений о работе  мастерской;

- Ориентировка в сфере возможных профессиональных интересов и  деятельности

Ознакомительная экскурсия по мастерской;

Индивидуальное собеседование с целью выявления интересов;

Освоение навыков работы с материалом.

  1.  

Проведение инструктажа по технике безопасности

- Развитие осознанного отношения к правилам организации профессиональной деятельности;

- Формирование личной ответственности за безопасность своего труда и труда окружающих

Проведение инструктажа

  1.  

Работа с цветовой гаммой

Развитие восприятия цвета, понятия сочетаний цветов

Индивидуальная и групповая форма

  1.  

Знакомство с декоративно-прикладными  техниками

Развитие взаимодействия и координации работы рук. Гармонизация эмоционального состояния. Понимание процесса работы, как осознанной пошаговой деятельности.

Выполнение практических заданий под руководством специалиста

  1.  

Создание изделий, развитие навыков оформления изделий и сборки изделий

 

 

 Развитие творческой фантазии, воли и ответственности,

практическое  изготовление изделий

Выполнение практических заданий под руководством специалиста

2.2. ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ 

Мероприятия

Сроки

Показатели

  1.  

Посещение клиентов. Первичное знакомство с ними и определение их основных жизненных, коммуникативных, творческих потребностей.

Январь

Списки потенциальных участников творческой швейной мастерской

  1.  

Формирование группы участников мастерской.

Январь

Расписание работы, разработка показателей мониторинга для социально-трудовой реабилитации (адаптации)

  1.  

Организация круглого стола для пожилых людей и инвалидов

Январь

Журнал посещений

  1.  

Организация еженедельной работы мастерской

Февраль - Ноябрь

Программа работы мастерской, расписание занятий. Регулярное проведение мониторинга

  1.  

Организация творческих встреч с мастерами-ремесленниками, дизайнерами

Февраль - ноябрь

Фотоотчет

  1.  

Организация и проведение выставки-ярмарки  изделий, выполненных руками участников мастерской.

Декабрь

Фотоотчет

 

При проведении трудовой терапии будут использованы следующие группы трудовых упражнений и методики социально-трудовой реабилитации, разработанные «Областным центром инвалидов»:

  • трудотерапия в облегченном режиме (например, изготовление аппликаций из бумаги);
  • трудотерапия, развивающая силу, выносливость мышц рук (например: лепка, плетение из скрученной бумаги);
  • трудотерапия, развивающая тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (например: вязание, вышивка лентами, модульное оригами и т.д.).

2.3. ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОГРАММЫ:

Для оценки эффективности Программы будет проводиться мониторинг формирования компетенций участников мастерской (ежемесячно), которым оказываются услуги по социально-трудовой реабилитации, а также мониторинг удовлетворенности непосредственных получателей услуг. По итогам начального мониторинга будет подготовленаиндивидуальная программа клиента, для определения задач его социально-трудовой реабилитации, а также возможностей и потребностей.

Таблица мониторинга, по определению уровня компетенций

Формы трудозанятости в процессе социально-трудовой реабилитации

Формируемые компетенции

Профессиональная

Личностная

Социальная

Оценка

Трудовая занятость

 (занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг  

изучение и освоение отдельных техник декоративно-прикладного творчества

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

установление социальных контактов

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Трудовая терапия (способ восстановления (приобретения) трудовых навыков

овладение

отдельными операциями, развитие моторных (двигательных) актов, развитие творческих способностей

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

ответственность за собственный результат труда

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Профессиональная ориентация и  обучение

апробация различных техник изготовления текстильных изделий, освоение цепочки пошаговых операций

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

взаимодействие с участниками группы в создания конечного продукта

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Трудовая адаптация

восстановление или формирование новых трудовых навыков, отработка техник и технологии изготовления изделий самостоятельно, с качественным конечным результатом, самореализация

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

Создание группы взаимопомощи между  молодым инвалидами и и пожилыми людьми, участникам группы

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Количество проведенных выставок-ярмарок и презентаций продукции мастерской, также может быть показателем эффективности реализации Программы. В результате реабилитационных мероприятий, участники мастерской будут изготавливать мелкую сувенирную продукцию, которая будет представлена на выставках-ярмарках. Эти презентации продукции, позволят участникам найти новые формы взаимодействия с обществом (преодоление одиночества и изоляции), через представление результатов своего труда, обозначат тематику для обмена новым опытом и знаниями с родственниками и друзьями, будут способствовать повышению самооценки, формированию позитивного настроения.

Листы опроса участников мастерской, которым будут оказаны слуги по социально-трудовой реабилитации, будут составлены специалистами, после формирования группы и определения индивидуальных и групповых интересов и возможностей.

Заключение.

Пожилой возраст может стать «определенным этапом зрелости, приобретающим собственное равновесие и открывающим перед индивидом новые многочисленные возможности» [12, c.86]. Даже и при плохом здоровье, скромном материальном достатке, пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом, выделять положительные стороны своего бытия, испытывать высокие радости.

Внедрение в практику работы учреждения нового вида социальных услуг, соответствует потребностям двух социально незащищенных групп населения – пожилым людям и инвалидам. Создание творческой швейной мастерской, как площадки для взаимодействия в труде между людьми разных поколений, позволяет участникам мастерской формировать позитивные жизненные установки, создавать здоровую модель собственной жизни. Именно микро-социум, в котором человек может быть успешен, а это всегда возможно, когда процесс взаимодействия и труда проходит в творческой мастерской,  где есть возможность видеть результат своего труда и удовлетворять потребности в общении, будет способствовать преодолению одиночества и социальной изоляции пожилых людей и инвалидов.

Приложение 1

 

Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов

Участники  творческой швейной мастерской знакомятся с основными видами деятельности швеи, ролью и значением пошивочных работ в жизни человека, освоят практические приемы шитья и техники декоративно-прикладного творчества в работе с материалами, научатся изготавливать образцы сувенирной продукции.

Программа составлена из 3 разделов:

Часть I. Ручные работы

Часть II. Машинные работы

Часть III. Декоративно-прикладные техники

В результате освоения данного курса учащиеся должны иметь общее представление о работе швеи, о швейных ручных и машинных работах, об используемых инструментах, швейных машинах, технике безопасности при обращении с колющими и режущими предметами, уметь выполнять основные операции, ремонт одежды.

В процессе освоения курса формируются простейшие знания, умения и навыки, которые впоследствии могут быть использованы в быту. В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются специфические особенности, возможности и способности каждого участника мастерской. Социально-трудовая реабилитация включает в себя различные формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, мастер-классы, ярмарки - продажи, встречи с мастерами, дизайнерами. Методы: беседа, обсуждение, демонстрация, практические работы.

Список используемой литературы:

  1. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.
  2. Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  1. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  2. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости. «Психология зрелости и старения». Весна, 1999 (5). М., «Центр Геронтолог», 1999.
  1. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2007. - 256 с.
  2. Сонин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 2006.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд.