Программа по социально-трудовой реабилитации «Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов). ГАУ «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга», 2014 год.
Содержание
1. |
Введение…………………………………………………………
|
5 |
|
||||
|
Термины и понятия ……………………………………………
|
7 |
|
||||
2 |
Содержание Программы ………………………………………
|
8 |
|
||||
2.1 |
Основные разделы плана работы интегрированной творческой мастерской………………………………………………………
|
14 |
|
||||
2.2 |
План реализации Программы …..………………………………
|
16
|
|
||||
2.3 |
Оценка эффективности Программы………………………………………………………
|
17- 18 |
|
||||
3. |
Заключение……………………………………………………...
|
19 |
|
||||
4. |
Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов………….……………………………………………..
|
20 |
|
||||
5. |
Список литературы……………………………………………………….
|
21 |
|
Введение
Проблематика и актуальность Программы:
В соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2011 г. № 856 –ПП «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Свердловской области», Программой, постановления Правительства Свердловской области от 12.03.2014 г., № 167-ПП «Об утверждении комплексной программы «Старшее поколение» на 2014-2018 г.г., в ГБУ «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» проводиться большая работа, направленная на поддержание и развитие физического, творческого, интеллектуального потенциала пожилых людей.
Доля пожилых и старых людей в демографической структуре общества достигает 20% и ежегодно стремиться к увеличению, доля инвалидов по данным статистики остается практически постоянной и составляет 9-10 % от общей численности населения. Именно эти категории обозначают в опросах аналогичную проблематику – одиночество. Причины, которые объективно приводят человека к такому эмоциональному состоянию, различны, поэтому однозначного определения одиночества как понятия, нет.
Психологи определяют одиночество как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной социальной изоляции.
Каждый человек на протяжении своей жизни испытывал состояние душевного одиночества. В такие моменты окружающий мир окрашивается в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей. Одиночество является субъективным внутренним переживанием и к выводу "я - одинок" люди обычно приходят на основании эмоциональных, поведенческих и когнитивных доказательств. В целом, одиночество это переживание, вызывающее комплексное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.
Слова «одиночество» и «старость» часто употребляются вместе. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы показали, что при опросах пожилых людей жалобы на одиночество занимают первое место, а у лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100%.
В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества либо эмоционального, либо социального: умирают старые друзья, взрослые дети отделяются от родителей, низкий уровень материального обеспечения ограничивает возможности пожилых людей в контактах и социально-культурном развитии. У пожилых людей возникает чувство социальной незащищенности, невостребованности, покинутости, отчуждения, недопонимания со стороны молодого поколения. С течением времени эти чувства могут преобразоваться в гневную и раздражительную реакцию на мир, агрессию направленную как на других, так и на самого себя.
Возросшую степень изолированности и одиночества социально незащищенных групп в российском обществе, современные ученые связывают с аномией – процессом разрушения базовых элементов культуры, прежде всего этических норм, регулирующих социальное взаимодействие (С.Г. Кара-Мурза, А.И. Ковалева). Под давлением изменившихся политико-экономических условий старая иерархия ценностей разрушается, а новая еще не сложилась. Социальные роли и функции, которые издревле осуществляли старики, посильная трудовая деятельность, которую они могли вести в пределах своих возможностей в новых условиях оказались невостребованными. Все эти факторы существенно изменили социальный статус пожилых людей, что привело к формированию отношения к старикам, как к ненужным обществу людям.
Другая категория населения – инвалиды, испытывают такую же острую проблему одиночества. После окончания школы, где для них были созданы специальные условия (микро-сообщество), они попадают в общество, которое живет по своим законам и относительно подготовлено к толерантному принятию инвалидов. Прежде всего, речь идет о включении инвалидов в трудовые отношения. К сожалению, только малый процент инвалидов (3,4 %) обратившихся в Центры занятости населения Свердловской области трудоустраиваются на предприятия открытого рынка труда. Причины заключаются как в факторах внешней среды (работодатели не готовы принимать инвалидов), так и во внутреннем настрое самих инвалидов (слабая мотивация к труду, низкий уровень образования, не желание выполнять низко-квалифицированные работы, низкая социализация). Большинству инвалидов нужна социальная адаптация, профессиональная ориентация и трудовая адаптация в коллективе. Несмотря на множество проблем и изоляцию, которую инвалиды испытывают в обществе, они внимательны и терпимы к другим людям, готовы помочь и оказать поддержку, отзывчивы и искренне проявляют свои чувства к тем, кто принимает и понимает их.
Термины и понятия.
Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.
Социально-трудовая реабилитация – это активный метод восстановления нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В ее основе лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков.
Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу. Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Целевые группы, на которые направлены мероприятия Программы:
- пожилые люди;
- инвалиды, в возрасте старше 18 лет, (кроме граждан с психическими нарушениями в стадии обострения и/или с тяжелыми формами нарушений).
Потребности целевых групп:
Пожилые люди |
Инвалиды (старше 18 лет) |
Передать мудрость, или жизненный опыт, профессиональное мастерство |
Получить жизненный опыт, профессиональные навыки |
Реализовать потребности духовно-познавательного, творческого плана |
Развить социальные и творческие компетенции |
Удовлетворить потребность в социальных контактах и желание быть востребованными в сообществе |
Расширить социальные контакты |
Обоснование организации творческой швейной мастерской для социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилых людей и инвалидов:
Процесс творческого труда является оптимальным для людей пожилого возраста и инвалидов (напряженность труда - легкой степени, интеллектуальные нагрузки незначительные, в режиме работы присутствуют регламентированные перерывы).
Использование натуральных материалов и декоративно-прикладных техник в совместной деятельности имеет терапевтическое воздействие на человека:
5) стимулирует функций пораженной системы (органа) и гармонизирует внутреннее психо-эмоциональное состояние человека через работу с натуральными материалами (тактильные ощущения);
6) позволяет участникам мастерской обмениваться идеями, практическими навыками изготовления декоративно-прикладной продукции, достигать творческих результатов (самореализация, взаимопомощь);
7) формирует положительный имидж пожилых людей и инвалидов на уровне местного сообщества (организация выставок-продаж изделий мастерской).
Создание условий для социальных контактов между пожилыми людьми и инвалидами в поле доступной трудозанятости и творчества, позволит:
- сформировать между инвалидами и пожилыми людьми;
- обеспечить процесс социально-трудовой реабилитации (адаптации), в т.ч. профессиональную ориентацию, освоение практических навыков, трудовую адаптацию в творческих мастерских;
- реализовать свои возможности и в целом повысить качество жизни людей, относящихся к данным категориям.
Цель Программы: Создание условий для преодоления одиночества и изоляции пожилых людей и инвалидов, через организацию процесса социально-трудовой реабилитации (адаптации) в интегрированной творческой мастерской.
Задачи, решаемые в рамках Программы:
мастерской для социальной адаптации пожилых людей и инвалидов в процессе творчества, трудовых отношений и общения.
реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения.
участие в процессе творческой деятельности.
молодыми инвалидами в условиях совместного общения, труда и творческой деятельности
Для решения задачи «Создание площадки для организации работы творческой швейной мастерской для трудозанятости, творчества, общения, пожилых людей и инвалидов» следует осуществить определенные действия, с привязкой к имеющимся в учреждении и необходимым для работы ресурсам.
Действия |
Имеющиеся ресурсы |
Выделить помещение, в соответствии с требованиями к организации трудового процесса, доступной средой, размещением оборудования. |
Площадка учреждении: Проспект Космонавтов 43В, площадь помещения 20 м2 |
Приобрести оборудование для организации процесса социально-трудовой реабилитации и трудозанятости |
Оборудование ( швейная машинка – 2 шт., оверлок) будет предоставлено партнерами учреждения (благодетелями) |
Организовать поставку материалов |
В качестве материалов запланировано использование давальческого сырья |
Специалист, владеющий техниками декоративно - прикладного творчества, швейного производства |
Наличие специалиста, с соответствующими компетенциями |
Разработка техник и технологии изготовления изделий, доступную для выполнения участниками творческой швейной мастерской, с различным уровнем подготовки и возможностями |
Привлечение профессиональных организаций-партнеров |
Формирование группы участников творческой швейной мастерской |
Наличие группы клиентов, заинтересованной в развитии навыков декоративно-прикладного творчества |
Вывод: В рамках реализации комплексной программы «Старшее поколение» в учреждении уже имеются необходимые ресурсы и необходимые партнерские отношения с внешними организациями (поставщиками давальческого сырья) и благодателями для организации работы творческой швейной мастерской.
Для решения задачи «Подготовка условий для внедрения услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения» необходимо определить личностные, профессиональные и социальные компетенции участников, формирование которых в процессе социально-трудовой реабилитации является основой для выработки общей компетенции – самостоятельного действия.
Социально-трудовая реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудовую адаптацию.
Формируемые компетенции |
Формы трудовой занятости, используемые в процессе социальной реабилитации (адаптации) |
|||
Профессиональная |
Трудовая занятость - занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг |
Трудовая терапия - способ восстановления приобретения трудовых навыков |
Профессиональная ориентация и обучение |
Трудовая адаптация |
Личностная |
||||
Социальная |
||||
Самостоятельного действия |
Трудозанятость человека, на каждом этапе социально-трудовой реабилитации может быть разделена на формы, границы между которыми достаточно размыты, но отличия по их назначению, технологии, показаниям существующих у клиентов, позволяет методологически их разделять. Такое разделение позволит расширить спектр предоставления услуги для потребителей, с различным состоянием здоровья и возможностями, повысить качество услуг по социально-трудовой реабилитации. Результатом социально-трудовой реабилитации (адаптации) для получателя услуги является формирование определенных компетенций: профессиональной, личностной, социальной, которые в целом формируют у человека компетенцию самостоятельного действия.
Занятость, как интересное времяпровождение, можно рассматривать как начальный этап подготовки к оказанию услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) Специалисты учреждения в процессе клубной и кружковой работы осуществляли работу с гражданами пожилого возраста (мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, тематические встречи). Эта работа позволила выявить интересы потенциальных участников творческой мастерской и объединить их в рабочую команду. Для организации процесса
Трудотерапия позволяет использовать труд, как способ для включения человека в созидательную деятельность, направленную на достижение конкретных результатов. Движения, выполняемые человеком в процессе труда, способствуют коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем). В процессе работы у пожилого человека постепенно развивается, так называемая «тонкая координация движений», необходимая для выполнения различных обыденных трудовых операций (например: способность самостоятельно застегнуть мелкие пуговицы на одежде, завязать шнурки, перебрать крупу и т.д.). Трудовые движения мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.
Для определенной части клиентов (участников творческой мастерской) трудовая терапия является оптимальной, т.к. соответствует их возможностям и состоянию здоровья, их потенциал не позволяет перейти к профессиональному обучению и трудовой адаптации.
Профессиональная ориентация и обучение трудовым навыкам будет проводиться специалистами в рамках курса «Швейное дело», краткое содержание которого приведено в Приложении 1 Программы.
Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу.
Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций. Именно на этом этапе организация группы самопомощи, в которой компетенции пожилых людей, их опыт и ответственность за результаты труда, выработанная в процессе трудовой деятельности, будут использованы для подготовки профессиональных и социальных компетенций как инвалидов, так и всех участников творческой мастерской.
Выводы: Услуги по социально-трудовой реабилитации в творческой швейной мастерской могут получать клиенты, с различной степенью профессиональной подготовки и возможностями. Каждая обозначенная часть процесса социально-трудовой реабилитации может быть отдельным блоком, который оптимально подходит сформированной группе клиентов. Услуги будут оказаны на протяжении необходимого и достаточного для группы периода времени. В зависимости от возможностей клиентов, их компетенции будут развиваться в процессе социально-трудовой реабилитации, что в перспективе будет являться основой для трудозанятости (частичной или полной) в швейной мастерской.
Для решения задачи «Содействие самореализации пожилых людей и молодых инвалидов, через участие в процессе творческой деятельности».
Обучение профессиональным навыкам декоративно-прикладного труда раскрывает перед гражданами пожилого возраста и инвалидами перспективу самореализации в творческом процессе. В рамках реализации программы предусмотрено проведение выставок работ участников мастерской. Собственные результаты труда, в виде художественных изделий выполненных пожилыми людьми, мотивируют их к раскрытию своих возможностей. Положительные оценки других участников мастерской, высказанные о представленных изделиях, создают благоприятную атмосферу, в которой участники мастерской могут обрести уверенность в своих силах, расширить и укрепить социальные взаимосвязи.
Выводы: Самореализация в процессе творчества позволяет пожилым людям найти новое применение своих сил, конкретизировать поле деятельности и интересов, через само-занятость сформировать у себя позитивные психологические установки.
Совместная деятельность представителей разновозрастных групп в процессе трудовой творческой деятельности, обеспечивает условия для решения задачи «Организация группы взаимопомощи между пожилыми людьми и молодыми инвалидами в условиях совместного общения и творческой деятельности». В процессе труда происходит продуктивное взаимодействие между поколениями молодых и пожилых людей, молодые люди привносят в жизнь представителей старшего поколения энтузиазм и энергию, а пожилые — жизненный опыт, мудрость и навыки социального взаимодействия. В процессе деятельности в группе у участников происходит постепенное формирование основной компетенции – самостоятельного действия. Именно она необходима для активного включения пожилого человека и /или инвалида в социально-экономические отношения общества, в т.ч. трудозанятость в поле доступных навыков и компетенций, формирования чувства собственного достоинства и само-уважения, взаимодействия с социумом.
Вывод: Формат взаимодействия в малой группе, позволяет человеку пожилого возраста и/или имеющего ограниченные возможности здоровья найти новые способы общения, помощи, содействия другим людям, быть востребованным, «нужным», удовлетворенным в эмоционально-психологическом плане. Общение различных поколений, способствует развитию толерантности общества, формирует благоприятную социальную среду в районе.
2.1
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПЛАНА РАБОТЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ. |
Основные разделы плана работы творческой швейной мастерской, для оказания услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилым людям и инвалидам необходимо обозначить следующие позиции:
№ п/п |
Планируемые действия |
Решаемые социально-реабилитационные задачи |
Формы и методы социально-реабилитационной работы |
|
Ознакомление с деятельностью мастерской, ее основными возможностями, ассортиментом изделий, трудовым коллективом и распорядком дня. |
- Расширение кругозора; - Формирование общих представлений о работе мастерской; - Ориентировка в сфере возможных профессиональных интересов и деятельности |
Ознакомительная экскурсия по мастерской; Индивидуальное собеседование с целью выявления интересов; Освоение навыков работы с материалом. |
|
Проведение инструктажа по технике безопасности |
- Развитие осознанного отношения к правилам организации профессиональной деятельности; - Формирование личной ответственности за безопасность своего труда и труда окружающих |
Проведение инструктажа |
|
Работа с цветовой гаммой |
Развитие восприятия цвета, понятия сочетаний цветов |
Индивидуальная и групповая форма |
|
Знакомство с декоративно-прикладными техниками |
Развитие взаимодействия и координации работы рук. Гармонизация эмоционального состояния. Понимание процесса работы, как осознанной пошаговой деятельности. |
Выполнение практических заданий под руководством специалиста |
|
Создание изделий, развитие навыков оформления изделий и сборки изделий
|
Развитие творческой фантазии, воли и ответственности, практическое изготовление изделий |
Выполнение практических заданий под руководством специалиста |
2.2. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ |
Мероприятия |
Сроки |
Показатели |
|
Посещение клиентов. Первичное знакомство с ними и определение их основных жизненных, коммуникативных, творческих потребностей. |
Январь |
Списки потенциальных участников творческой швейной мастерской |
|
Формирование группы участников мастерской. |
Январь |
Расписание работы, разработка показателей мониторинга для социально-трудовой реабилитации (адаптации) |
|
Организация круглого стола для пожилых людей и инвалидов |
Январь |
Журнал посещений |
|
Организация еженедельной работы мастерской |
Февраль - Ноябрь |
Программа работы мастерской, расписание занятий. Регулярное проведение мониторинга |
|
Организация творческих встреч с мастерами-ремесленниками, дизайнерами |
Февраль - ноябрь |
Фотоотчет |
|
Организация и проведение выставки-ярмарки изделий, выполненных руками участников мастерской. |
Декабрь |
Фотоотчет
|
При проведении трудовой терапии будут использованы следующие группы трудовых упражнений и методики социально-трудовой реабилитации, разработанные «Областным центром инвалидов»:
2.3. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ:
Для оценки эффективности Программы будет проводиться мониторинг формирования компетенций участников мастерской (ежемесячно), которым оказываются услуги по социально-трудовой реабилитации, а также мониторинг удовлетворенности непосредственных получателей услуг. По итогам начального мониторинга будет подготовленаиндивидуальная программа клиента, для определения задач его социально-трудовой реабилитации, а также возможностей и потребностей.
Таблица мониторинга, по определению уровня компетенций
Формы трудозанятости в процессе социально-трудовой реабилитации |
Формируемые компетенции |
|||
Профессиональная |
Личностная |
Социальная |
Оценка |
|
Трудовая занятость (занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг |
изучение и освоение отдельных техник декоративно-прикладного творчества |
формирование навыка самостоятельной регуляции эмоционального состояния |
установление социальных контактов |
Н- низкая С-средняя В- высокая |
Трудовая терапия (способ восстановления (приобретения) трудовых навыков |
овладение отдельными операциями, развитие моторных (двигательных) актов, развитие творческих способностей |
формирование навыка самостоятельной регуляции эмоционального состояния |
ответственность за собственный результат труда |
Н- низкая С-средняя В- высокая |
Профессиональная ориентация и обучение |
апробация различных техник изготовления текстильных изделий, освоение цепочки пошаговых операций |
формирование навыка самостоятельной регуляции эмоционального состояния |
взаимодействие с участниками группы в создания конечного продукта |
Н- низкая С-средняя В- высокая |
Трудовая адаптация |
восстановление или формирование новых трудовых навыков, отработка техник и технологии изготовления изделий самостоятельно, с качественным конечным результатом, самореализация |
формирование навыка самостоятельной регуляции эмоционального состояния |
Создание группы взаимопомощи между молодым инвалидами и и пожилыми людьми, участникам группы |
Н- низкая С-средняя В- высокая |
Количество проведенных выставок-ярмарок и презентаций продукции мастерской, также может быть показателем эффективности реализации Программы. В результате реабилитационных мероприятий, участники мастерской будут изготавливать мелкую сувенирную продукцию, которая будет представлена на выставках-ярмарках. Эти презентации продукции, позволят участникам найти новые формы взаимодействия с обществом (преодоление одиночества и изоляции), через представление результатов своего труда, обозначат тематику для обмена новым опытом и знаниями с родственниками и друзьями, будут способствовать повышению самооценки, формированию позитивного настроения.
Листы опроса участников мастерской, которым будут оказаны слуги по социально-трудовой реабилитации, будут составлены специалистами, после формирования группы и определения индивидуальных и групповых интересов и возможностей.
Заключение.
Пожилой возраст может стать «определенным этапом зрелости, приобретающим собственное равновесие и открывающим перед индивидом новые многочисленные возможности» [12, c.86]. Даже и при плохом здоровье, скромном материальном достатке, пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом, выделять положительные стороны своего бытия, испытывать высокие радости.
Внедрение в практику работы учреждения нового вида социальных услуг, соответствует потребностям двух социально незащищенных групп населения – пожилым людям и инвалидам. Создание творческой швейной мастерской, как площадки для взаимодействия в труде между людьми разных поколений, позволяет участникам мастерской формировать позитивные жизненные установки, создавать здоровую модель собственной жизни. Именно микро-социум, в котором человек может быть успешен, а это всегда возможно, когда процесс взаимодействия и труда проходит в творческой мастерской, где есть возможность видеть результат своего труда и удовлетворять потребности в общении, будет способствовать преодолению одиночества и социальной изоляции пожилых людей и инвалидов.
Приложение 1
Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов
Участники творческой швейной мастерской знакомятся с основными видами деятельности швеи, ролью и значением пошивочных работ в жизни человека, освоят практические приемы шитья и техники декоративно-прикладного творчества в работе с материалами, научатся изготавливать образцы сувенирной продукции.
Программа составлена из 3 разделов:
Часть I. Ручные работы
Часть II. Машинные работы
Часть III. Декоративно-прикладные техники
В результате освоения данного курса учащиеся должны иметь общее представление о работе швеи, о швейных ручных и машинных работах, об используемых инструментах, швейных машинах, технике безопасности при обращении с колющими и режущими предметами, уметь выполнять основные операции, ремонт одежды.
В процессе освоения курса формируются простейшие знания, умения и навыки, которые впоследствии могут быть использованы в быту. В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются специфические особенности, возможности и способности каждого участника мастерской. Социально-трудовая реабилитация включает в себя различные формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, мастер-классы, ярмарки - продажи, встречи с мастерами, дизайнерами. Методы: беседа, обсуждение, демонстрация, практические работы.
Список используемой литературы: