Инновационные технологии

1. «Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов)

2. Программа  «Милиетерапия» - повышение качества жизни клиентов стационарного отделения учреждения, через организацию условий  комплексного воздействия факторов окружающей среды

 

 

 «Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов)

Авторы:Глазкова Светлана Михайловна, заместитель директора ГАУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»

Подкидышева Анастасия Феликсовна, заведующий организационно-методическим отделением ГАУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»

Программа  по социально-трудовой реабилитации «Одиночеству – «Нет», мы нужны друг другу!» (организация интегрированной творческой мастерской для лиц пожилого возраста и инвалидов). ГАУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга», 2014 год.

Содержание

1.

Введение…………………………………………………………

 

5

 

 

Термины и понятия ……………………………………………

 

7

 

2

Содержание Программы ………………………………………

 

8

 

2.1

Основные разделы плана работы интегрированной творческой мастерской………………………………………………………

 

 

 

14

 

2.2

План реализации Программы …..………………………………

 

16

 

 

 

 

2.3

Оценка эффективности Программы………………………………………………………

 

 

17- 18

 

3.

Заключение……………………………………………………...

 

19

 

4.

Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов………….……………………………………………..

 

 

 

20

 

5.

Список литературы……………………………………………………….

 

 

21

 

Введение

Проблематика и актуальность Программы:

В соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 05.07.2011 г. № 856 –ПП «О перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемым гражданам пожилого возраста и инвалидам в государственной системе социальных служб Свердловской области», Программой, постановления Правительства Свердловской области от 12.03.2014 г., № 167-ПП «Об утверждении комплексной программы «Старшее поколение» на 2014-2018 г.г., в ГБУ «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга» проводиться большая работа, направленная на поддержание и развитие физического, творческого, интеллектуального потенциала пожилых людей.

Доля пожилых и старых людей в демографической структуре общества достигает 20% и ежегодно стремиться к увеличению,  доля инвалидов по данным статистики остается практически постоянной и составляет 9-10 % от общей численности населения. Именно эти категории обозначают в опросах аналогичную проблематику – одиночество. Причины, которые объективно приводят человека  к такому эмоциональному состоянию, различны, поэтому однозначного определения одиночества как понятия, нет.

Психологи определяют одиночество как социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми или со страхом их потери в результате вынужденной социальной изоляции.

Каждый человек на протяжении  своей жизни испытывал состояние душевного одиночества. В такие моменты окружающий мир окрашивается  в трагедийные тона и начинает восприниматься как малозначимый, лишенный смысла и ценностей. Одиночество является субъективным внутренним переживанием и к выводу "я - одинок" люди обычно приходят на основании эмоциональных, поведенческих и когнитивных доказательств. В целом, одиночество это переживание, вызывающее комплексное или острое чувство, которое выражает определенную форму самосознания и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.

Слова «одиночество» и «старость» часто употребляются вместе. Социологические исследования, проведенные в России в последние годы показали, что при опросах пожилых людей жалобы на одиночество занимают первое место, а у лиц старше 70 лет этот показатель достигает 99-100%.

В преклонном возрасте реальность старения влечет за собой много причин одиночества либо эмоционального, либо социального: умирают старые друзья, взрослые дети отделяются от родителей, низкий уровень материального обеспечения ограничивает возможности пожилых людей в контактах и социально-культурном развитии. У пожилых людей возникает чувство социальной незащищенности, невостребованности, покинутости, отчуждения, недопонимания со стороны молодого поколения. С течением времени эти чувства могут  преобразоваться в гневную и раздражительную реакцию на мир, агрессию направленную как на других, так и на самого себя.

Возросшую степень изолированности и одиночества социально незащищенных групп в российском обществе, современные ученые связывают с аномией – процессом разрушения базовых элементов культуры, прежде всего этических норм, регулирующих социальное взаимодействие (С.Г. Кара-Мурза, А.И. Ковалева). Под давлением изменившихся политико-экономических условий старая иерархия ценностей разрушается, а новая еще не сложилась. Социальные роли и функции, которые издревле осуществляли старики, посильная трудовая деятельность, которую они могли вести в пределах своих возможностей в новых условиях оказались невостребованными. Все эти факторы существенно изменили социальный статус пожилых людей, что привело к  формированию отношения к старикам, как к ненужным обществу людям.

Другая категория населения – инвалиды, испытывают такую же острую проблему одиночества. После окончания школы, где для них были созданы специальные условия (микро-сообщество), они попадают в общество, которое живет по своим законам и относительно подготовлено к толерантному принятию инвалидов. Прежде всего, речь идет о включении инвалидов в трудовые отношения. К сожалению, только малый процент инвалидов (3,4 %) обратившихся в Центры занятости населения Свердловской области трудоустраиваются на предприятия открытого рынка труда. Причины заключаются как в факторах внешней среды (работодатели не готовы принимать инвалидов), так и во внутреннем настрое самих инвалидов (слабая мотивация к труду, низкий уровень образования, не желание выполнять низко-квалифицированные работы, низкая социализация).  Большинству инвалидов нужна социальная адаптация, профессиональная ориентация и трудовая адаптация  в коллективе. Несмотря на множество проблем и изоляцию, которую инвалиды испытывают в обществе, они внимательны и терпимы к другим людям, готовы помочь и оказать поддержку, отзывчивы и искренне проявляют  свои чувства к тем, кто принимает и понимает их. 

Термины и понятия.

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности, особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т.е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Социально-трудовая реабилитация – это активный метод восстановления нарушенных функций при помощи различной работы, направленной на создание полезного продукта. В ее основе лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление нарушенных или утраченных двигательных навыков.

Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу. Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Целевые группы, на которые направлены мероприятия Программы:

- пожилые люди;

- инвалиды, в возрасте старше 18 лет, (кроме граждан с психическими нарушениями в стадии обострения и/или с тяжелыми формами нарушений).

 

Потребности  целевых групп:

Пожилые люди

Инвалиды (старше 18 лет)

Передать мудрость, или жизненный опыт, профессиональное мастерство

Получить жизненный опыт, профессиональные навыки

Реализовать потребности духовно-познавательного, творческого плана

Развить социальные и творческие компетенции

Удовлетворить потребность в социальных контактах и желание быть востребованными в сообществе

Расширить социальные контакты

Обоснование организации творческой швейной мастерской для социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилых людей и инвалидов:

Процесс творческого труда является оптимальным для людей пожилого возраста и инвалидов (напряженность труда - легкой степени, интеллектуальные нагрузки незначительные, в режиме работы присутствуют регламентированные перерывы).

Использование натуральных материалов и декоративно-прикладных техник в совместной деятельности имеет  терапевтическое воздействие на  человека:

  1. творческий труд развивает интерес к созидательному труду (мотивация);
  2. выявляет склонности, задатки и целевые установки (профессиональная ориентация);
  3. позволяет постепенно овладеть практическими навыками (пошаговое и разделение технологии изготовления изделия на простые элементы), закрепить их на практике, освоить весь цикл операций (трудовая адаптация);
  4. развивает ответственность за индивидуальный и общий результат труда  (социализация);

5)   стимулирует функций пораженной системы (органа) и гармонизирует внутреннее психо-эмоциональное состояние человека через работу с натуральными материалами (тактильные ощущения);

6)   позволяет участникам мастерской обмениваться идеями, практическими навыками изготовления декоративно-прикладной продукции, достигать творческих результатов (самореализация, взаимопомощь);

7)   формирует положительный имидж пожилых людей и инвалидов на уровне местного сообщества (организация выставок-продаж изделий мастерской).

Создание условий для социальных контактов между пожилыми людьми  и инвалидами в поле доступной трудозанятости и творчества, позволит:

- сформировать между инвалидами и пожилыми людьми;

- обеспечить процесс социально-трудовой реабилитации (адаптации), в т.ч. профессиональную ориентацию, освоение практических навыков, трудовую адаптацию в творческих мастерских;

- реализовать свои возможности и в целом повысить качество жизни людей, относящихся к данным категориям.

 

Цель Программы: Создание условий для преодоления одиночества и изоляции пожилых людей и инвалидов, через организацию процесса социально-трудовой реабилитации (адаптации) в интегрированной творческой мастерской.

Задачи, решаемые в рамках Программы:

  1. Создание площадки для организации работы творческой швейной

мастерской для социальной адаптации пожилых людей и инвалидов в процессе творчества, трудовых отношений и общения.

 

  1. Подготовка условий для внедрения услуг по социально-трудовой

 реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения.

 

  1. Содействие самореализации пожилых людей и молодых инвалидов, через

 участие в процессе творческой деятельности.

 

  1. Организация группы взаимопомощи между пожилыми людьми и

молодыми инвалидами в условиях совместного общения, труда и творческой деятельности

 

Для решения задачи «Создание площадки для организации работы творческой швейной мастерской для трудозанятости, творчества, общения, пожилых людей и инвалидов» следует осуществить определенные действия, с привязкой к имеющимся в учреждении и необходимым для работы ресурсам.

Действия

Имеющиеся ресурсы

Выделить помещение, в соответствии с требованиями к организации трудового процесса, доступной средой, размещением оборудования.

Площадка учреждении:

Проспект Космонавтов 43В,

площадь помещения  20 м2

Приобрести оборудование для организации процесса социально-трудовой реабилитации и трудозанятости

Оборудование ( швейная машинка – 2 шт., оверлок) будет предоставлено партнерами учреждения (благодетелями)

Организовать поставку материалов

В качестве материалов запланировано использование давальческого сырья

Специалист, владеющий техниками декоративно - прикладного творчества, швейного производства

Наличие специалиста, с соответствующими компетенциями

Разработка техник и технологии изготовления изделий, доступную для выполнения участниками творческой швейной мастерской, с различным уровнем подготовки и возможностями

Привлечение профессиональных организаций-партнеров 

Формирование группы участников творческой швейной мастерской

Наличие группы клиентов, заинтересованной в развитии навыков декоративно-прикладного творчества

Вывод: В рамках реализации комплексной программы «Старшее поколение» в учреждении уже имеются необходимые ресурсы и необходимые партнерские отношения с внешними организациями (поставщиками давальческого сырья) и благодателями для организации работы творческой швейной мастерской.

Для решения задачи «Подготовка условий для внедрения услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) в деятельность учреждения» необходимо определить личностные, профессиональные и социальные  компетенции участников, формирование которых в процессе социально-трудовой реабилитации является основой для выработки общей компетенции – самостоятельного действия.

Социально-трудовая реабилитация включает в себя профессиональную ориентацию, профессиональное обучение, трудовую адаптацию. 

Формируемые компетенции

Формы трудовой занятости, используемые в процессе социальной реабилитации (адаптации)

Профессиональная

Трудовая занятость

 - занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг  

Трудовая терапия

- способ восстановления приобретения трудовых навыков

Профессиональная ориентация

и  обучение

Трудовая адаптация

Личностная

Социальная

Самостоятельного действия

Трудозанятость человека, на каждом этапе социально-трудовой реабилитации может быть разделена на формы, границы между которыми достаточно размыты, но отличия по их назначению, технологии, показаниям существующих у клиентов, позволяет методологически их разделять. Такое разделение позволит расширить спектр предоставления услуги для потребителей, с различным состоянием здоровья и возможностями, повысить качество услуг по социально-трудовой реабилитации. Результатом социально-трудовой реабилитации (адаптации) для получателя услуги является формирование определенных компетенций: профессиональной, личностной, социальной, которые в целом формируют у человека компетенцию самостоятельного действия.  

Занятость, как интересное времяпровождение, можно рассматривать как начальный этап подготовки к оказанию услуг по  социально-трудовой реабилитации (адаптации) Специалисты учреждения в процессе клубной и кружковой работы осуществляли работу с гражданами пожилого возраста (мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству, тематические встречи). Эта работа позволила выявить интересы потенциальных участников творческой мастерской и объединить их в рабочую команду. Для организации процесса

Трудотерапия позволяет использовать труд, как способ для включения человека в созидательную деятельность, направленную на достижение конкретных результатов.  Движения, выполняемые человеком в процессе труда, способствуют коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечнососудистой, дыхательной и иммунной систем). В процессе работы у пожилого человека постепенно развивается, так называемая «тонкая координация движений», необходимая для выполнения различных обыденных трудовых операций (например: способность самостоятельно застегнуть мелкие пуговицы на одежде, завязать шнурки, перебрать крупу и т.д.). Трудовые движения мобилизуют волю, дисциплинируют, приучают к концентрации внимания, создают бодрое настроение, направляют активность в русло предметной, результативной и дающей удовлетворение деятельности.

Для определенной части клиентов (участников творческой мастерской) трудовая терапия является оптимальной, т.к.  соответствует их возможностям и состоянию здоровья, их потенциал не позволяет перейти к профессиональному обучению и трудовой адаптации.

Профессиональная ориентация и обучение трудовым навыкам будет проводиться специалистами в рамках курса «Швейное дело», краткое содержание которого приведено в Приложении 1 Программы.

Трудовая адаптация – это процесс, приспособления индивида к условиям профессиональной среды (производственной и социальной), содержанию, режиму, условиям, характеру профессиональной деятельности, к коллективу.

Предоставление условий для профессиональной стажировки на рабочем месте, развитие необходимого уровня социальных компетенций. Именно на этом этапе организация группы самопомощи, в которой компетенции пожилых людей, их опыт и ответственность за результаты труда, выработанная в процессе трудовой деятельности, будут использованы для подготовки профессиональных и социальных компетенций  как инвалидов, так и всех участников творческой мастерской.

Выводы: Услуги по социально-трудовой реабилитации в творческой швейной мастерской могут  получать клиенты, с различной степенью профессиональной подготовки и возможностями. Каждая обозначенная часть процесса социально-трудовой реабилитации может быть отдельным блоком, который оптимально подходит сформированной группе клиентов. Услуги будут оказаны  на протяжении необходимого и достаточного для группы периода времени. В зависимости от возможностей клиентов,  их компетенции будут развиваться в процессе социально-трудовой реабилитации, что в перспективе будет являться основой для трудозанятости (частичной или полной)  в швейной мастерской.

Для решения задачи «Содействие самореализации пожилых людей и молодых инвалидов, через участие в процессе творческой деятельности».

Обучение профессиональным навыкам декоративно-прикладного труда раскрывает перед гражданами пожилого возраста и инвалидами перспективу самореализации в творческом процессе. В рамках реализации программы предусмотрено проведение выставок работ участников мастерской. Собственные результаты труда, в виде художественных изделий выполненных пожилыми людьми, мотивируют их к раскрытию своих возможностей. Положительные оценки других участников мастерской, высказанные о представленных  изделиях, создают благоприятную атмосферу, в которой участники мастерской могут обрести уверенность в своих силах, расширить и укрепить социальные взаимосвязи.

Выводы: Самореализация в процессе творчества позволяет пожилым людям найти новое применение своих сил, конкретизировать поле деятельности и интересов, через само-занятость сформировать у себя позитивные психологические  установки. 

Совместная деятельность представителей разновозрастных групп в процессе трудовой творческой деятельности, обеспечивает условия для решения задачи «Организация группы взаимопомощи между пожилыми людьми и молодыми инвалидами в условиях совместного общения и творческой деятельности».  В процессе труда происходит продуктивное взаимодействие между поколениями молодых и пожилых людей, молодые люди привносят в жизнь представителей старшего поколения энтузиазм и энергию, а пожилые — жизненный опыт, мудрость и навыки социального взаимодействия. В процессе деятельности в группе у участников происходит постепенное формирование основной компетенции – самостоятельного действия. Именно она необходима для активного включения пожилого человека и /или инвалида в социально-экономические отношения  общества, в т.ч. трудозанятость в поле доступных навыков и компетенций, формирования чувства собственного достоинства и само-уважения, взаимодействия с социумом. 

Вывод: Формат взаимодействия в малой        группе, позволяет человеку пожилого возраста и/или имеющего ограниченные возможности здоровья найти новые способы общения, помощи, содействия другим людям, быть востребованным, «нужным», удовлетворенным в эмоционально-психологическом плане.  Общение различных поколений, способствует развитию толерантности общества, формирует благоприятную социальную среду в районе.

2.1

ОСНОВНЫЕ  РАЗДЕЛЫ  ПЛАНА РАБОТЫ ИНТЕГРИРОВАННОЙ  ТВОРЧЕСКОЙ  МАСТЕРСКОЙ.

 

Основные разделы плана работы творческой швейной мастерской, для оказания услуг по социально-трудовой реабилитации (адаптации) пожилым людям и инвалидам необходимо обозначить следующие позиции:

№ п/п

Планируемые действия

Решаемые социально-реабилитационные задачи

Формы и методы социально-реабилитационной работы

  1.  

Ознакомление с деятельностью мастерской, ее основными возможностями, ассортиментом изделий, трудовым коллективом и распорядком дня.

- Расширение кругозора;

- Формирование общих представлений о работе  мастерской;

- Ориентировка в сфере возможных профессиональных интересов и  деятельности

Ознакомительная экскурсия по мастерской;

Индивидуальное собеседование с целью выявления интересов;

Освоение навыков работы с материалом.

  1.  

Проведение инструктажа по технике безопасности

- Развитие осознанного отношения к правилам организации профессиональной деятельности;

- Формирование личной ответственности за безопасность своего труда и труда окружающих

Проведение инструктажа

  1.  

Работа с цветовой гаммой

Развитие восприятия цвета, понятия сочетаний цветов

Индивидуальная и групповая форма

  1.  

Знакомство с декоративно-прикладными  техниками

Развитие взаимодействия и координации работы рук. Гармонизация эмоционального состояния. Понимание процесса работы, как осознанной пошаговой деятельности.

Выполнение практических заданий под руководством специалиста

  1.  

Создание изделий, развитие навыков оформления изделий и сборки изделий

 

 

 Развитие творческой фантазии, воли и ответственности,

практическое  изготовление изделий

Выполнение практических заданий под руководством специалиста

2.2. ПЛАН  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ 

Мероприятия

Сроки

Показатели

  1.  

Посещение клиентов. Первичное знакомство с ними и определение их основных жизненных, коммуникативных, творческих потребностей.

Январь

Списки потенциальных участников творческой швейной мастерской

  1.  

Формирование группы участников мастерской.

Январь

Расписание работы, разработка показателей мониторинга для социально-трудовой реабилитации (адаптации)

  1.  

Организация круглого стола для пожилых людей и инвалидов

Январь

Журнал посещений

  1.  

Организация еженедельной работы мастерской

Февраль - Ноябрь

Программа работы мастерской, расписание занятий. Регулярное проведение мониторинга

  1.  

Организация творческих встреч с мастерами-ремесленниками, дизайнерами

Февраль - ноябрь

Фотоотчет

  1.  

Организация и проведение выставки-ярмарки  изделий, выполненных руками участников мастерской.

Декабрь

Фотоотчет

 

При проведении трудовой терапии будут использованы следующие группы трудовых упражнений и методики социально-трудовой реабилитации, разработанные «Областным центром инвалидов»:

  • трудотерапия в облегченном режиме (например, изготовление аппликаций из бумаги);
  • трудотерапия, развивающая силу, выносливость мышц рук (например: лепка, плетение из скрученной бумаги);
  • трудотерапия, развивающая тонкую координацию движений пальцев, повышение их чувствительности (например: вязание, вышивка лентами, модульное оригами и т.д.).

2.3. ОЦЕНКА  ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОГРАММЫ:

Для оценки эффективности Программы будет проводиться мониторинг формирования компетенций участников мастерской (ежемесячно), которым оказываются услуги по социально-трудовой реабилитации, а также мониторинг удовлетворенности непосредственных получателей услуг. По итогам начального мониторинга будет подготовленаиндивидуальная программа клиента, для определения задач его социально-трудовой реабилитации, а также возможностей и потребностей.

 

Таблица мониторинга, по определению уровня компетенций

Формы трудозанятости в процессе социально-трудовой реабилитации

Формируемые компетенции

Профессиональная

Личностная

Социальная

Оценка

Трудовая занятость

 (занятия декоративно-прикладным творчеством, как время-провождение интересный досуг  

изучение и освоение отдельных техник декоративно-прикладного творчества

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

установление социальных контактов

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Трудовая терапия (способ восстановления (приобретения) трудовых навыков

овладение

отдельными операциями, развитие моторных (двигательных) актов, развитие творческих способностей

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

ответственность за собственный результат труда

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Профессиональная ориентация и  обучение

апробация различных техник изготовления текстильных изделий, освоение цепочки пошаговых операций

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

взаимодействие с участниками группы в создания конечного продукта

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

Трудовая адаптация

восстановление или формирование новых трудовых навыков, отработка техник и технологии изготовления изделий самостоятельно, с качественным конечным результатом, самореализация

формирование навыка самостоятельной  регуляции эмоционального состояния

Создание группы взаимопомощи между  молодым инвалидами и и пожилыми людьми, участникам группы

Н- низкая

С-средняя

В- высокая

 

Количество проведенных выставок-ярмарок и презентаций продукции мастерской, также может быть показателем эффективности реализации Программы. В результате реабилитационных мероприятий, участники мастерской будут изготавливать мелкую сувенирную продукцию, которая будет представлена на выставках-ярмарках. Эти презентации продукции, позволят участникам найти новые формы взаимодействия с обществом (преодоление одиночества и изоляции), через представление результатов своего труда, обозначат тематику для обмена новым опытом и знаниями с родственниками и друзьями, будут способствовать повышению самооценки, формированию позитивного настроения.

Листы опроса участников мастерской, которым будут оказаны слуги по социально-трудовой реабилитации, будут составлены специалистами, после формирования группы и определения индивидуальных и групповых интересов и возможностей.

Заключение.

Пожилой возраст может стать «определенным этапом зрелости, приобретающим собственное равновесие и открывающим перед индивидом новые многочисленные возможности» [12, c.86]. Даже и при плохом здоровье, скромном материальном достатке, пожилой человек может находиться в согласии со своим возрастом, выделять положительные стороны своего бытия, испытывать высокие радости.

Внедрение в практику работы учреждения нового вида социальных услуг, соответствует потребностям двух социально незащищенных групп населения – пожилым людям и инвалидам. Создание творческой швейной мастерской, как площадки для взаимодействия в труде между людьми разных поколений, позволяет участникам мастерской формировать позитивные жизненные установки, создавать здоровую модель собственной жизни. Именно микро-социум, в котором человек может быть успешен, а это всегда возможно, когда процесс взаимодействия и труда проходит в творческой мастерской,  где есть возможность видеть результат своего труда и удовлетворять потребности в общении, будет способствовать преодолению одиночества и социальной изоляции пожилых людей и инвалидов.

Приложение 1

 

Краткое содержание курса «Швейное дело» для проведения обучения трудовым навыкам пожилых людей и инвалидов

Участники  творческой швейной мастерской знакомятся с основными видами деятельности швеи, ролью и значением пошивочных работ в жизни человека, освоят практические приемы шитья и техники декоративно-прикладного творчества в работе с материалами, научатся изготавливать образцы сувенирной продукции.

Программа составлена из 3 разделов:

Часть I. Ручные работы

Часть II. Машинные работы

Часть III. Декоративно-прикладные техники

В результате освоения данного курса учащиеся должны иметь общее представление о работе швеи, о швейных ручных и машинных работах, об используемых инструментах, швейных машинах, технике безопасности при обращении с колющими и режущими предметами, уметь выполнять основные операции, ремонт одежды.

В процессе освоения курса формируются простейшие знания, умения и навыки, которые впоследствии могут быть использованы в быту. В процессе обучения при реализации индивидуального подхода учитываются специфические особенности, возможности и способности каждого участника мастерской. Социально-трудовая реабилитация включает в себя различные формы работы: экскурсии, практические занятия, беседы, мастер-классы, ярмарки - продажи, встречи с мастерами, дизайнерами. Методы: беседа, обсуждение, демонстрация, практические работы.

Список используемой литературы:

  1. Александрова М.Д. Отечественные исследования социальных аспектов старения // Психология старости и старения: Хрестоматия / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс. - М.: Академия, 2006.
  2. Дементьева Н.Ф., Яцемирская Р.С. Трудовая терапия в системе реабилитации больных и инвалидов: Учебное пособие для студентов факультетов социальной работы. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  1. Дивицына Н.Ф., Миронова Л.К. Социальная работа в вопросах и ответах: учеб. Пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  2. Ермолаева М.В. Методы психологической регуляции эмоциональных переживаний в старости. «Психология зрелости и старения». Весна, 1999 (5). М., «Центр Геронтолог», 1999.
  1. Проблемы старости: духовные, медицинские и социальные аспекты: Сб. трудов / Под ред. А.В. Флинта. - М.: Свято-Дмитриевское училище сестер милосердия, 2007. - 256 с.
  2. Сонин М.Л., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе. - М., 2006.
  3. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учеб. пособие. - 2-е изд.

Министерство социальной политики Свердловской области

Государственное бюджетное учреждение  Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»

                              Программа  «Милиетерапия» - повышение качества жизни клиентов стационарного отделения учреждения, через организацию условий  комплексного воздействия факторов окружающей среды

Авторы:

Смирная Ирина Александровна, заместитель директора ГБУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»

Подкидышева Анастасия Феликсовна, заведующий организационно-методическим отделением ГБУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга»

Программа «Милиетерапия» - повышение качества жизни клиентов стационарном отделении учреждения, через организацию условий  комплексного воздействия факторов окружающей среды в ГБУ СО «КЦСОН «Малахит» Орджоникидзевского района города Екатеринбурга», 2015 год.

Содержание

1.

Пояснительная записка…………………………….

- Актуальность программы

- Цели и задачи

- Целевая группа

- Отличительные особенности программы

- Материально-техническое обеспечение

 

 

2.

План реализации программы………………………

 

3.

4.

Тематический план

Приложение ………………………………………..

Список используемой литературы

Термины и понятия

Фото

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы

Качество окружающей среды определяет физическое и душевное здоровье человека. Люди, проживающие в стационаре – это особая категория клиентов, которая нуждается в постоянной опеке со стороны специалистов.  Клиенты стационарного отделения не смогли самостоятельно построить собственную жизнь, по причине инвалидности, асоциального поведения, алкоголизма, иных проблем. Вопрос успешного жизнеустройства остался для данной категории людей нерешенным, им требуется посторонняя помощь, для создания бытовых условий, принятия самостоятельных решений, взаимодействия  с окружающими людьми, обществом. В стационарных отделениях созданы базовые условия, для проживания клиентов, обеспечены санитарные условия и медицинский уход, организована культурно-досуговая деятельность. Но в силу традиций психо-неврологических интернатов, особенностей людей, проживающих в стационарных отделениях, объединенных только местом проживания и не имеющих общих интересов и устремлений, пассивность и иждивенчество являются нормой, жизненным кредом.  Поэтому создание специально организованной терапевтической среды, в которой проживающие будут проявлять инициативу и потенциальные возможности  актуально и востребовано для клиентов учреждения.

Милиетерапия - терапия средой (реабилитация средой). Инновационная составляющая милиетерапии, как  технологии, заключается в том, что она является комплексной системой,  в которой качество жизни человека является основным результатом, получаемым при эффективном функционировании нескольких компонентов (физического, социального, психологического, социальной ответственности), их взаимосвязанности и эффективном дополнении.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ:  Учреждение – как среда, в котором созданы и осуществляются мероприятия по обустройству территории и помещений, качественному лечению и уходу.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: Группа клиентов— как среда, которая выступает в качестве предпосылки и условия процесса развития для человека.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ: Творчество (музыка, танцы, рисование) – как среда для самовыражения и, получения положительных эмоций, удовольствия, удовлетворения, общения (арт-терапия, танцевальная терапия, музыкальная терапия).

СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: Связь с окружающей средой, в т.ч. с партнерами, обществом, природой- как процесс обеспечения комплексного подхода к выполнению задач милиетерапии.

Цель милиетерапии: - улучшение качества жизни клиентов стационарного отделения через создание системы комплексного и эффективного взаимодействия компонентов среды жизнедеятельности человека.

Задачи:

  1. Создание в стационарном отделении и на прилегающей территории комфортных бытовых условий и эстетически оформленной среды при активном участии клиентов.
  2. Содействие клиентам стационарного отделения учреждения в построении успешного жизнеустройства, эффективных коммуникаций для интеграции в общество.
  3. Внедрение в процесс социальной реабилитации комплекса терапевтических стратегий (арт-терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии).
  4. Вовлечение клиентов в активную самостоятельную деятельность через реализацию совместных (со специалистами) творческих проектов.
  5. Организация коллегии специалистов, курирующих этапы реализации Программы.
  6. Формирование социальной ответственности у клиентов и специалистов учреждения через совместную практическую деятельность по улучшению среды жизнедеятельности.

Целевые группы, на которые направлены мероприятия программы:

Клиенты, проживающие в стационарном отделении учреждения

Специалисты отделения

Волонтеры, социальные партнеры учреждения

Чтобы реализовать задачи и достигнуть цели программы, мы рассматриваем ее как целостную структуру, состоящую из проектов уже разработанных для клиентов стационарного отделения, мероприятий описанных в рамках плана реализации и проектов, а также проектов которые будут в дальнейшем дополнять программу по мере реализации задач, внутреннего аудита и на его основе корректирующих и предупреждающих действий, в соответствии с Системой менеджмента качества и социальной ответственности, внедренной в учреждении.

                    В рамках подготовки программы уже подготовлены и реализуются следующие проекты: «Человеку нужен человек», «Третий возраст не помеха», «В гармонии с миром».

Создание качественной среды пространства проживания клиентов – это комплексная задача, состоящая из 4 компонентов: физический, социальный, психологический, социальной ответственности. Решение задач программы соответствуют каждому из этих компонентов, но все они в различной степени включены в каждую из задач, и обеспечивают ее целостное выполнение.

 

Отличительные особенности программы

Стационарное отделение является и  «домом и семьей» для проживающих в нем клиентов.

Для решения задачи  «Создание в стационарном отделении и на прилегающей территории комфортных бытовых условий и эстетически оформленной среды при активном участии клиентов», необходимо:

- укрепить материально-техническую базу учреждения,

-улучшить эстетику помещений,

- разработать дизайн тематических зон отделения,

- привлечь социальных партнеров для разработки социальных проектов,

-включить  клиентов отделения в активную деятельность по созданию комфортных условий проживания и обустройству территории.

В разделе материально-техническое обеспечение подробно рассматриваются существующие потребности в рамках проектов, включенных в программу.

Милиетерапия – это терапия средой, в которую пациент погружен полностью, как субъект, а не как объект который опекается специалистами и находится в поле получателя социальных услуг.

Центральное значение в милетерапевтическом процессе занимает вопрос идентичности клиента: кто этот человек, какой смысл, какие задачи он ставит в своей жизни, какой вклад в организацию своей жизни и среды он может внести сам. Фактическое включение клиента в обычную жизнь и деятельность через терапевтическое поле, в котором объединен процесс социально-медицинской реабилитации, групповой созидательной работы над проектом, творческие арт-терапевтические занятия, позволяет специалистам корректировать деструкции личности, опираясь на ее здоровые стороны.

Для решения задачи «Содействие клиентам стационарного отделения учреждения в построении успешного жизнеустройства, эффективных коммуникаций для интеграции в общество», создается милие-терапевтическая группа и коллегия специалистов. Именно группа является основой для построения человеком гармоничных коммуникаций, нарушенных по объективным или субъективным причинам в течение жизни.

В группе происходит взаимодействие клиентов между собой, со специалистами, с обществом (волонтеры, специалисты НКО). Это взаимодействие построено на процессе конструктивной деятельности -  разработке и реализации проектов по созданию благоприятной среды в здании стационарного отделения и прилегающей территории.

Проекты разрабатываются по совместной инициативе клиентов и специалистов, исходя из интересов и реальных потребностей   участников, определяется социальная ответственность участников – внести посильный вклад в  реализацию проекта, определяется план действий, ответственные, промежуточные результаты и сроки. Такой подход позволяет определить позитивные жизне-смыслы и включить клиентов в активную деятельность.

Взаимодействие клиентов в милие-терапевтической группе является способом получения ими собственного опыта в сфере человеческих отношений, (в контексте работы, сотрудничества, дружбы), а также стимулом для возможных перемен поведения и отношений с окружающими.   В основе организации работы милие-терапевтических групп лежит группо-динамический принцип, предложенный немецким психотерапевтом G. Ammon, концепция заложенная в его основу связывает проблемы  личности с межличностными отношениями, которые сложились у конкретного человека в течение жизни. Связи, которые образуются внутри группы, находят своё отражение непосредственно в психической структуре человека, поэтому группа — это среда, которая выступает в качестве предпосылки и условия процесса гармонизации и развития человека.

На практике данный принцип был апробирован и за рубежом и в России. В клинике «Ментершвайге» (Германия) были созданы первые милиетерапевтические группы, в России существуют отделения динамической психиатрии (психотерапии) в Оренбургской и Новгородской психиатрических больницах. В ГБУ СО ЯО Гаврилов – Ямском доме-интернате разработано и применяется «Положение о технологии «милиотерапия», утвержденное приказом по учреждению.

Групповые занятия проводятся на основании индивидуальной программы реабилитации, разработанной для каждого клиента.  Группа организуется вокруг рабочего проекта, которым руководит специалист. Проектом может быть: групповое оформление стенгазеты, создание ландшафта, любые работы по обустройству помещений. С участниками группы проводится обсуждение возникающих трудностей, проблем, определяется роль каждого клиента и специалиста в реализации проекта.

Благодаря совместной работе и групповым переживаниям возникает групповая динамика, особое  социально-энергетическое поле. Специалисты координируют проектную работу, психо-эмоциональное состояние клиентов, взаимоотношения в группе, что является гарантией получения терапевтического эффекта.

Работа с клиентами над проектом в милие-группе,  обсуждение его результатов дает специалистам учреждения возможность понять методику милие-терапии. Т.к. ее теоретическое изучение дает общее понимание процесса, практическая работа будет иметь свои особенности и требовать от специалистов разработки методов и форм работы, в зависимости от состава милие-терапевтической группы, собственного опыта специалиста и его видения будущих результатов терапии.

Важным компонентом милие-терапевтического процесса является непосредственное взаимодействие всех специалистов, оказывающих социальные услуги клиентам, входящим в состав группы. Такая работа возможна через создание  коллегии специалистов.

Следующая задача программы «Организация коллегии специалистов, курирующих этапы реализации Программы». Работа коллегии заключается в проведении мониторинга терапевтического процесса, выработки стратегии и тактики ведения клиентов, выявлении психологических закономерностей поведения, определяющих установки и поступки клиентов. Это позволяет грамотно использовать методы психологического воздействия (воспитательные, управленческие, информационно- пропагандистские, психокоррекционные и т. п.), осуществляемые в различных формах реабилитации и социально-культурной деятельности (массовые, групповые, межличностные и т. п.) с помощью различных средств в том числе невербальных.

Кроме этого задача коллегии разрабатывать идеи и концепции проектов по благоустройству среды, обсуждать их с клиентами, эффективно реализовывать их на практике, совместно с клиентами.

Под проектом понимается любая практическая продуктивная деятельность, направленная на улучшение условий среды: строительство небольшого объекта, благоустройство территории, ремонт и оформление интерьера помещения и др. Проект предлагается участникам милие-терапевтической группы для обсуждения, они могут вносить свои предложения и/или собственные идеи. Это позволяет клиентам развивать самостоятельность, инициативу, мотивирует их к деятельности, развивает гармоничные коммуникации с другими участниками группы, проживающими, персоналом отделения. По мере реализации проекта, его результаты демонстрируются всем проживающим в стационарном отделении. Это дает возможность членам милие-группы получить позитивный личностный опыт, как от результата своего труда, так и от оценки окружающих, что и будет условием для построения новых конструктивных отношений с окружающими, а значит и идентификации человека к отношениям с самим собой и с другими людьми.

В милие-терапии деятельность клиента отличается от деятельности, которая осуществляется в рамках трудотерапии. Трудотерапия опирается на принцип возвращения пациентам навыков труда или просто вовлечения их в работу, и это не  всегда отвечает их личным интересам. Именно заинтересованность клиента в изменении качества окружающей его среды, формирование социальной ответственности во взаимодействиях позволяет рассматривать милие-терапию как современную инновацию в социальной работе с клиентами стационарного отделения учреждения.

         Для решения задачи «Вовлечение клиентов в активную самостоятельную деятельность через реализацию совместных (со специалистами) творческих проектов», будут реализованы первые проекты - «Сад камней», «Ягодная поляна» -создание ландшафта внутреннего дворика стационарного отделения.

Наряду с милие-терапевтическим процессом программа предусматривает включение клиентов в терапевтические группы арт-терапии, танцевально-двигательной терапии, театротерапии и музыкотерапии. Данные терапии являются невербальными методами воздействия на личность клиента, в процессе занятий раскрывается его творческий потенциал, происходит мотивация к взаимодействию с группой и  получению нового опыта взаимодействия.

«Внедрение в процесс социальной реабилитации комплекса терапевтических стратегий (арт-терапии, музыкотерапии, танцевально-двигательной терапии)» - следующая задача программы. На начальном этапе ее реализации для клиентов будет организованы занятия по арт-терапии,. Термин арт-терапия используется для обозначения сильно различающихся практик.  Нашей программой предусмотрен динамический вариант арт-терапии, в котором важную роль играет именно взаимодействие группы.

Такая форма более подходит для клиентов учреждения (это инвалиды и пожилые). Динамическая арт-терапия имеет свои особенности:

 - не ставит во главу угла эстетические аспекты изобразительного искусства (средства изображения могут быть самыми простыми: цветные карандаши, акварель).

- проводится в условиях интенсивного группового взаимодействия, направленного на коррекцию нарушений идентичности личности.

Занятия в группе проводятся 2 раза в неделю продолжительностью 60-90 минут, количество участников группы 10-12 человек. Занятия проводит специалист по арт-терапии, владеющий навыками групповой терапии.

Задачи арт-терапии:

- попытаться с помощью рисунка показать то, что зачастую трудно выразить словами (свои чувства, желания, мечты и проблемы),

- обсудить рисунок со всей группой, направляемой арт-терапевтом.

- соприкоснуться с внутренним миром других людей, сравнить его с собственным миром, почувствовать как общность с окружающими, так и свою уникальную индивидуальность.

Критерий успешной динамики - свободное и творческое нахождение изобразительных решений, реалистичность и конструктивность, поведение клиента за пределами группы.

Результат терапевтического воздействия - укрепление идентичности клиента через свободное творческое самовыражение его личности.

         Терапии, основанные на других видах искусств также будут внедряться в деятельность учреждения, по мере создания материально-технической базы, разработки методик и подготовки специалистов.

Задача программы «Формирование социальной ответственности у клиентов и специалистов учреждения через совместную практическую деятельность по улучшению среды жизнедеятельности».

Милиотерапия - это терапия, которая с одной стороны поддерживает проживающего в стационаре клиента, а с другой стороны стимулирует его к раскрытию резервов собственной личности через активное включение в процесс изменения среды собственной жизнедеятельности и формированию социальной ответственности за результаты этих изменений.

Милиетерапия может быть рассмотрена, как универсальная социальная технология, включающая алгоритм предоставления социальных услуг и способствующая формированию социальной ответственности на различных уровнях деятельности учреждения:

- уровень всего учреждения (здесь в качестве ведущих выступают задачи совершенствования организационной структуры, методов управления, стабилизации и развития кадров, социального развития коллектива, эффективного взаимодействия медперсонала и социальных работников, как внутри профессионального сообщества, так и с клиентами);

- уровень группы клиентов, коллектива (наиболее значимыми на данном уровне являются задачи обеспечения благоприятного социально-психологического климата, межличностной совместимости, эффективной групповой деятельности, предупреждения конфликтов и т.п.);

- уровень отдельного человека (на этом уровне решаются задачи включения человека в активный процесс, повышения ответственности за собственную жизнь, поступки, мотивация, гармоничное взаимодействие с другими людьми, оптимизация психофизиологического состояния, предупреждения негативных состояний, идентификация  личности, решения отдельных психологических проблем).

Материально-техническое обеспечение программы

Имеющиеся ресурсы

Необходимые ресурсы

Помещение для проведения занятий по милие-терапии и арт-терапии

Специалисты

 

Прилегающая парковая территория

Расходные материалы для арт-терапии, мини-мольберты

 

Привлеченные эксперты для разработки ландшафтного дизайн-проекта

 

Мебель для участников группы

 

Выставочное оборудование для творческих работ

2. План реализации программы

 

Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

  1.  

Формирование группы клиентов для участия в милиетерапевтической группе

Июнь-август

Проведенные индивидуальные биографические беседы с клиентами.

Составленные индивидуальные  милие-терапевтические программ.

Расписания работы группы.

  1.  

Составление и утверждение плана концепции милие-терапевтических зон в учреждении

август

Утвержденный план

  1.  

Организация милие-терапевтического пространства внутри учреждения (оборудованные тематические зоны)

До конца года

Приобретение материально-технических средств для улучшения условий проживания и жизнедеятельности клиентов

  1.  

Разработка показателей мониторинга проведения групповых занятий.

Август-сентябрь

Разработанный лист мониторинга

  1.  

Организация работы коллегии специалистов, привлечение экспертов и дополнительных специалистов

Июль-декабрь

План-график работы коллеги, выборка тестов для мониторинга.

Формирование состава экспертной группы

  1.  

Разработка совместного милие-проекта с участниками милие-группы, «Сад камней», «Ягодная поляна».

Август-сентябрь

Разработанные проекты

  1.  

Оборудование помещения для проведения занятий милие-группы и арт-терапии

Август-октябрь

Привлеченные благотворительные средства, эксперты, волонтеры

  1.  

Организация занятий по групповой арт-терапии

Сентябрь-сентябрь

Составленная  программа работы группы арт-терапии.

  1.  

Презентация ландшафтного проекта «Сад камней», «Ягодная поляна»

Август

Презентация

  1.  

Разработка дизайн-проекта «Комната ветерана»

Сентябрь-декабрь

Подготовленный рабочий дизайн-проект «Комната ветерана»

  1.  

Проведение супервизии работы коллегии специалистов методическим Советом учреждения

Октябрь, декабрь

Отчет

  1.  

Проведение выставки арт-терапевтических работ

Ноябрь

Установка оборудования для выставки

  1.  

Организация занятий по арт-терапии, музыкотерапии, танц-терапии

Август- декабрь

Утвержденная  программа работы

  1.  

Организация работы волонтеров, заинтересованных сторон

Сентябрь-декабрь

Формирование группы волонтеров

  1. 6

Выставка работ группы арт-терапии, концерт участников группы музыкотерапии

Октябрь

Фотоотчет о выставке работ группы арт-терапии

  1. 7

Организация творческих встреч с дизайнерами, волонтерами

Ноябрь

Фотоотчет

  1. 9

Презентация результатов проекта группы

Декабрь

Фотоотчет

 

  1. 1

Анализ результатов реализации проекта

Декабрь

Содержательный отчет

  1.  

Составление аналитического отчета

Январь 2016

Аналитический отчет

3. Приложение

Термины и понятия

Среда жизнедеятельности- это объекты, которые окружают и воздействуют на клиента и процессы, в которые он включен:

- географическое расположение учреждения, его архитектура, внутренняя структура, комфорт в отделениях и палатах вещи, люди.

- процессы социальной реабилитации, медицинского обслуживания клиентов, характер складывающихся взаимоотношений клиента с окружающими его людьми — персоналом, другими пациентами, семьей.

- различные виды занятости, мероприятия, совместные развлечения события, и пр.

Динамическая психиатрия — это интегративная модель, разработанная на основе психоанализа, психиатрии и групповой динамики, это наука о лечении, которая целостно оценивает человека и опирается главным образом на здоровые стороны его

идентичности. Поэтому терапия в динамической психиатрии может пониматься как терапия идентичности.

Групподинамический принцип является основополагающим для лечебной концепции динамической психиатрии. Согласно такому пониманию, клиент имеющий психо-социальные  проблемы является выражением  группы с нарушенной коммуникацией, которую он запечатлел в памяти, и он может в соответствующей группе снова выздороветь. По этим причинам групподинамические процессы вводятся в действие для коррекции клиента в целом, в милиетерапевтических группах, в дневных и ночных стационарах, амбулаторных учреждениях и др.

Список использованной литературы

АММОН Мария «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПСИХИАТРИИ» Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук, Санкт-Петербург 2004

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0