17 апреля 2020 в 15:39

«Для вас, родители!» – копилка мудрых советов

Сегодня мы все оказались в такой ситуации, которая вынуждает нас сталкиваться с неопределенностью, снижением количества социальных контактов и необходимостью по-новому выстраивать жизненный уклад семьи. Тяжело переносится сама ситуация неизвестности и при этом надо где-то найти внутренние ресурсы, чтобы совместное времяпрепровождение было продуктивным, как для семье в целом, так и для ребенка в частности. Помочь справиться со стрессом в период самоизоляции, а также найти нужный подход к детям, находящимся на дистанционном обучении Вам помогут советы психологов «Малахита»!

Как справиться со стрессом в период самоизоляции?

Давайте посмотрим на эту ситуацию не как на «наказание», а как на «возможность». Возможность «прокачать» ваши собственные навыки совладания со сложными жизненными ситуациями и возможность обучить таким важным для жизни навыкам ваших детей.
В первую очередь, если вы чувствуете, что к вам самим подкрадывается состояние, близкое к панике, или ощущаете нервозность, вымотанность, влияние стресса, необходимо:
•    Воспользоваться техниками саморелаксации (отрегулировать свое дыхание/поменять вид деятельности/попить воды/принять душ/послушать спокойную музыку/посмотреть на приятные изображения). Помните, что это состояние у вас вызвано сигналами вашего же мозга, а значит, вы можете его прекратить.
•    Ограничьте поступающую к вам информацию, связанную с тревожными ситуациями: не стоит бесконечно проверять, сколько в данный момент заболевших, какие новые меры предпринимаются. Достаточно раз в день пробежаться по официальным источникам, чтобы просто быть в курсе. Избегайте посещения интернет-ресурсов и других СМИ, на которых происходят эмоциональные обсуждения вокруг пандемии, строятся неутешительные прогнозы на будущее.
Ребенок смотрит на то, что говорит родитель, как он реагирует на сложившуюся ситуацию. И при этом вычленяет только те моменты, которые имеют сильную эмоциональную окраску. А остальную недостающую информацию додумывает. Это может вызывать неосознаваемую тревогу, которая будет проявляться в различных нарушениях поведения и даже физического самочувствия.
Чтобы снизить у ребенка возможное эмоциональное напряжение, вызванное нехваткой информации, важно говорить с ним. Рассказать, что такое коронавирус, как можно заразиться и защититься, почему мы сидим на карантине и не можем ходить в сад/школу/секции. Говорить о том, что это необходимые временные меры, что это пройдет и все будет хорошо. Говорить о том, что он в безопасности и у его семьи есть все, чтобы победить этот вирус. Что люди объединяются в борьбе за здоровье и есть множество людей, которые помогают ускорить победу над вирусом. Убедитесь, что он знает, что может обо всем с вами говорить и не бояться быть высмеянным за свои чувства (страх, беспокойство, гнев). С малышами можно посмотреть мультик о вирусе, нарисовать его в виде забавного монстрика, который ужасно боится мыла и чистых рук.  
Если ребенок задает много вопросов, связанных с вирусом, говорите ему только доступную для его возраста правду. В случае, если вы не знаете, как ответить на вопрос – поищите интересующую информацию вместе в официальных источниках (ЮНИСЕФ, Всемирная Организация Здравоохранения).
Повторите правила гигиены в игровой форме, придумайте свое приветствие (например, вместо объятий и рукопожатия – прикоснуться локтями).
Очень важно, чтобы ваши совместные разговоры с детьми не ограничивались темами, связанными с вирусом.


Обсудите планы на будущее (это поможет ребенку почувствовать, что так, как сейчас, будет не всегда). Делитесь своими переживаниями, мыслями, расскажите несколько историй из жизни, где вы, ваши знакомые или все человечество в целом справлялось с трудными жизненными ситуациями. Посочувствуйте ребенку, если ему тяжело.
Помогите детям научиться выражать свои эмоции приемлемыми и экологичными способами: агрессию – через спорт, физические нагрузки, душевные переживания – через доверительный разговор с друзьями, близкими. Подростку можно подарить дневник, где он может выплеснуть свои переживания на бумагу и почувствовать облегчение.
Может так случится, что при вынужденном длительном совместном нахождении дома, обостряются семейные конфликты – между супругами, родителями и подростками, между детьми. Это значит, что раньше, когда вы могли находиться большую часть времени в разных местах, вы имели возможность избегать конфликта, переключаться. А теперь приходится «сталкиваться лбами» и возможности избежать конфликта сейчас нет. Это дополнительный повод внимательно отнестись к отношениям в вашей семье и постараться найти компромисс, выстроить семейные отношения на новом уровне. В этом случае важно:
•    Организовывать быт семьи таким образом, чтобы у вас была возможность не только высказываться, но и слушать ваших близких. В разговоре больше использовать «Я»-высказывания («Я очень злюсь, когда ты не моешь за собой тарелку» вместо «Ведешь себя как свинья»). Проговаривая свои сильные негативные эмоции, давая им имя, вы неизбежно снижаете их градус.
•    Принять тот факт, что у каждого может быть свое отдельное мнение, не совпадающее с вашим.
•    Постараться разграничить пространство и время таким образом, чтобы у каждого члена семьи была возможность уединиться и позаниматься своими делами. И при этом привлекать всю семью к совместной деятельности (творчество, приготовление еды, совместный просмотр интересного фильма).
•    Стараться сохранять в привычном ритме режим дня и питания – это тоже очень важное условие нормального самочувствия.

•    По возможности отводить время физической активности (делать зарядку, играть в «Твистер» или устроить бои подушками)
Помните, если вы все же не можете справиться с накопившимся напряжением, тревогой, или чувствуете, что жизнь становится сложно переносимой – вы всегда можете обратиться за помощью.
На территории Российской Федерации действует Единый телефон доверия для детей, подростков и их родителей – 8-800-2000-122.

Проблемы дистанционного образования

Несколько недель назад ученики всей страны начали учиться в режиме онлайн. Спустя буквально пару дней после перехода на новую форму обучения многие нашли в ней недостатки.
Главная проблема – отсутствие единого стандарта организации дистанционного обучения.
Из этого вытекает множество последствий. Объединим их в большие группы:
1.    Техническая неготовность к дистанционному образованию.
2.    Недостаточная цифровая компетентность всех сторон процесса.
3.    Возросшая нагрузка на школьников с родителями и учителей.
Неготовность к переходу на другую форму образования вызывает панику и негативные эмоции у всех – учителей, родителей и самих школьников. Новая и нестабильная ситуация вгоняет в стресс.
О чём можно вспомнить в первую очередь? Мы часто мыслим негативно для того, чтобы понять, какие варианты деструктивны, и как их обойти для успешного достижения цели. При этом любая сторона процесса может забыть, что некомфортно каждому участнику.
Особенно этому способствует недостаток времени:
   родители могут находиться на работе (в том числе дистанционно) и не иметь возможности полностью контролировать процесс обучения детей;
  учителя тратят много времени либо на поиск решений для удобной организации учебного процесса, либо усложняют процесс обучения, не обладая достаточной цифровой или педагогической компетентностью;
  школьники, в силу возрастных особенностей, не обладают навыками планирования собственного режима дня и самоорганизацией.
 

Как же справиться с ситуацией и не сойти с ума?
1. Каждый эмоционально озвучивает свои переживания, что может привести к конфликтам, если они будут приняты как претензии к самому человеку. Казалось бы, можно просто промолчать, но сдерживать свои эмоции вредно для здоровья. Поэтому нужна взаимная поддержка, понимание того, что негативные эмоции направлены на ситуацию.
2. При наличии нескольких минут применяйте свои любимые приёмы для расслабления, делайте небольшие перерывы для отдыха. Уделяйте внимание себе.
3. Комментарии и отзывы родителей и учеников, касающиеся организации учебного процесса, могут помочь учителям в поиске удобных решений.
4. Родители, работающие дистанционно, помогают организоваться школьникам собственным примером, а родители, работающие на местах, вместе с детьми составляют распорядок дня, опираясь на учебную нагрузку.
5. В незнакомой ситуации всегда возникают трудности, поэтому помните о процессе адаптации. Остерегайтесь завышенных ожиданий, что «всё будет хорошо» буквально по взмаху волшебной палочки.

Помните о том, что безвыходных ситуаций не бывает, всегда можно найти решение и приобрести бесценный опыт для будущего. Также не бывает сплошных минусов, всегда есть место позитивным моментам.

Успехов в обучении! Берегите себя и близких!

 

Апрель 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
25
26
27
28
29
30
31
1
5
6
7
8
11
13
14
17
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5