01 июня 2020 в 11:25

Рубрика «ПЕРСОНА»

Беспокойство, стресс, тревога становятся настоящим бедствием современного общества. К сожалению, им подвержены не только взрослые, но и дети, причем, с самого раннего возраста, как только начинают все понимать. Как справляются с тревожностью маленькие получатели услуг и их родители в это непростое время, в нашем интервью расскажет психолог консультативного отделения «Малахита» Нина Сергеевна Корешкова*.
 

- Добрый день, Нина Сергеевна! Расскажите, пожалуйста, что значит, повышенная тревожность у ребенка?
- Тревожностью обычно называют повышенную склонность испытывать опасения и беспокойство. В каких-то ситуациях тревога оправдана и даже полезна: она позволяет избежать опасности или решить проблему. Это так называемая ситуативная тревожность. Но если тревога появляется в благополучных ситуациях, то она может стать устойчивой чертой личности.
Такая личность испытывает постоянный безотчетный страх, неопределенное ощущение угрозы. Любое событие воспринимается как неблагоприятное и опасное.
Дети с повышенной тревожностью часто бывают подавленными, им трудно общаться с окружающими, потому что они воспринимают мир как пугающий и враждебный. Постоянные волнения их изматывают и лишают жизненных сил. Постепенно закрепляется заниженная самооценка и мрачный взгляд на свое будущее. В таком случае мы уже говорим о повышенной тревожности и это серьезный повод задуматься.
- Откуда берется у детей повышенная тревожность?
- Современные исследования говорят о том, что тревожность обусловлена природными, генетическими и социальными причинами. Мы поговорим о тех причинах, на которые мы можем обратить внимание и уменьшить их влияние на ребенка в процессе его взросления.
•    В первую очередь выделяются факторы семейного воспитания, прежде всего, взаимоотношения «мать-ребенок». Если дома тревожно-мнительная атмосфера, родители все время о чем-то беспокоятся. Или если ребенок «не соответствует высоким ожиданиям взрослых»: он находится в состоянии постоянного напряженного ожидания, смог ли он угодить родителям.
•    Еще одним из наиболее значимых факторов является успешность ребенка в школе. Здесь речь идет не об объективной его успеваемости (получаемые отметки), а о том, как он сам оценивает свою успеваемость, насколько он собой доволен как ученик. Сюда же важно отнести и отношения с учителями: грубость и нетактичное поведение учителей по отношению к учащимся.
•    Особенности самооценки, «Я-концепции» ребенка. В оценке своих успехов и неудач тревожные дети ориентируются в основном на внешние критерии (оценку окружающих и др.). А раз ребенок не может контролировать это, он постоянно испытывает чувство неопределенности, которое порождает неуверенность и тревогу.
В каждом возрасте повышенную тревогу у ребенка вызывают разные обстоятельства. Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожны мальчики, а после 12 лет - девочки. При этом девочки больше волнуются по поводу взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков в большей степени беспокоят насилие и наказание. Совершив какой-либо "неблаговидный" поступок, девочки переживают, что мама или педагог плохо о них подумают, а подружки откажутся играть с ними. В этой же ситуации мальчики, скорее всего, будут бояться, что их накажут взрослые или побьют сверстники.
- Что делать родителям, чтобы он не вырос тревожным?
- По возможности контролировать свои реакции на различные жизненные обстоятельства. Учить только необходимым мерам безопасности. Не пугать там, где его жизни ничего не угрожает. Эти постоянные «Упадешь», «Собака укусит», «Дядя заберет» и пр. надо в себе замечать и останавливать. Не рисуйте ребенку мир исключительно как враждебный, где его на каждом шагу подстерегают несчастья.
Не превращать жизнь ребенка в постоянную борьбу за достижения, когда, чтобы не сделал ребенок, он все равно «недостаточно хорош» («Ты мог бы лучше», «Петя вон читать уже научился», «Маша умница, маме помогает, пятерки получает, не то, что ты»). Ваше одобрение полагается ему не только как награда за успехи, но и просто потому, что он ваш. Постоянные опасения, тревога не помогут, а скорее помешают ему добиться чего-то значительного в жизни.
Иногда дети не говорят прямо о своих тревожных ощущениях. Они шумно ведут себя, стараются привлечь внимание детей и взрослых клоунскими или хулиганскими выходками. Им необходимо понимание и сочувствие, а достигают они своим поведением прямо противоположного результата.
- Как помочь тревожному ребенку?
1.    Обратитесь к детскому психологу и вместе с ребёнком посетите пару занятий. Тема тревожности хорошо разработана в психологии и обычно эффект от таких занятий ощутимый.
2.    Если такой возможности нет, поговорите с ребёнком о его состоянии. Это должна быть непринужденная душевная беседа с заинтересованным слушателем. Желательно, чтобы это был не один разговор.
3.    Организуйте совместную деятельность с ребёнком, чтоб он мог почувствовать себя частью семьи. Здесь можно создавать ситуацию успеха, другими словами, хвалить для поднятия самооценки. Пусть он выиграет в семейной настольной игре, или исправит вашу «случайную» ошибку.
4.    Постарайтесь снять напряжение. Это может быть рисование, прослушивание перед сном спокойной музыки, телесный контакт, в том числе массаж лица, плеч, спины — он очень хорошо помогает снять напряжение.
5.    И самое главное — не тревожьтесь сами. Дети это очень хорошо чувствуют и впитывают как губки. Поэтому если вы тревожитесь, то логично, что ребёнок будет испытывать те же эмоции.
Если тревога ребенка связана с какой-то конкретной ситуацией (поход к врачу, в детский сад), то справиться с такой тревогой поможет аккуратное столкновение с пугающей ситуацией, проигрывание ее в совместных играх.
- Какие меры предпринять для профилактики повышенной тревожности у ребенка?
-  Для того, чтобы предотвратить у ребенка развитие повышенной тревожности, нужно создать и поддерживать комфортную гармоничную обстановку в семье. Разговоры по душам в конце дня, обсуждение всего произошедшего помогают избавиться от многих психологических проблем, в том числе и тревожности. Не забывайте про объятия, совместные игры, добрые и ободряющие слова. Желаю, чтобы ваша чуткость помогала вовремя заметить переживания ребенка и прийти ему на выручку!
Если у вас возникли трудности в воспитании ребенка или вам самим нужна психологическая помощь, вы всегда можете обратиться к нам в ГАУ «КЦСОН «Малахит» за консультацией по тел. 8(343)305-99-35.
- Спасибо Вам большое за советы! Желаем Вам успехов в дальнейшей работе!

* Персональные данные, в том числе и биометрические, размещены с письменного согласия субъектов персональных данных.


 



 

Апрель 2024
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
25
26
27
28
29
30
31
1
5
6
7
8
11
13
14
19
20
21
23
26
27
28
29
30
1
2
3
4
5